top of page

Откуда берется прокрастинация и как с ней бороться

О борьбе с прокрастинацией написано масса материалов, но многочисленные советы обычно не помогают. Бессмысленно пить лекарства от симптомов болезни, не зная ее причин. Эксперт по эмоциональному интеллекту, основательница компании Сorporate EQ Валерия Козлова больше 15 лет консультирует собственников и сотрудников компаний и через свой опыт выяснила, куда уходят корни прокрастинации. Об этом и о том, как навсегда решить вопрос прокрастинации в команде, Валерия рассказала в колонке для MC Today.

Прокрастинация – термин, который люди используют «в любой непонятной ситуации», когда не понимают, что происходит с ними или с их сотрудниками. Прокрастинация в работе – как токсическая энцефалопатия в неврологии. Диагноз, который врачи ставят в случаях, которые им неясны.


Когда люди решают, что у них прокрастинация, они будто получают индульгенцию на то, чтобы ничего не делать и оправдывать себя этим. На самом деле, за прокрастинацией могут стоять самые разные причины. Но собственники бизнеса и сотрудники часто их не видят и объясняют свое состояние псевдопричинами. Например: «Мне не подходит коллектив» или «У меня творческий кризис». В моей практике был случай, когда сотрудник решил уйти из компании и на экзит-интервью сказал: «Мне здесь не подходят условия. В туалете плохой дезодорант».


Собственники бизнеса слышат такие «причины» и пытаются наладить бытовые условия, повысить зарплату, начинают много хвалить команду или устраивают тимбилдинг. Иногда заказывают тренинги по мотивации или отправляют отдельных сотрудников на учебу. Ничего из этого не работает, а учеба вне компании может быть еще и опасна. Есть вероятность, что сотрудник во время учебы так рванет вверх, что потом не впишется в команду.


Настоящие причины

Основная причина прокрастинации – потеря человеком смысла своих действий. Наш мозг не любит тратить энергию, его задача – сохранять и экономить ее при любой возможности. Поэтому и появляются шаблоны поведения. Мы совершаем одно действие, повторяем и шлифуем его, а потом оно уходит в бессознательную часть и получается шаблон.


Компания или команда – постоянно меняющийся организм, перед которым все время возникают новые вызовы. Поэтому мозг не может все время действовать по одним и тем же шаблонам. Он должен меняться, искать новые пути – однако он не всегда понимает, ради чего это нужно. Прокрастинация возникает, когда человеку нужно заставить себя изменить шаблон. Задача лидера компании или команды здесь – постоянно доносить до сотрудников смыслы актуальных задач и поддерживать их.

Бывает так, что лидер говорит сотруднику о каком-то новшестве, и тот вроде бы вдохновляется, хочет начать что-то делать. Но потом включается его экономящий энергию мозг. Смысл новшества сотрудник к этому времени забывает, и в итоге побеждает шаблон.


Чтобы этого не случилось, нужно помнить: нейронные связи в мозге, которые заставляют человека осознанно нарушать свой шаблон и тратить энергию, возникают только после трех повторений. Если лидер один раз скажет сотруднику делать что-то по-новому, это не сработает, даже если на эмоциональном уровне новшество ему нравится. Руководитель должен повторить не менее трех раз.


Такая система работает во всех сферах, правда, с некоторыми поправками на специфику. Например, в маркетинге трех повторений недостаточно, там действует правило семи касаний. Чтобы совершить покупку, покупатель должен семь раз «прикоснуться» к продукту. Это может быть напоминание, реклама, непосредственный поход в магазин. Так формируется нейронная связь, которая в итоге позволяет принять решение о покупке.


Еще одна возможная причина прокрастинации – личные кризисы сотрудников. Например, возрастные. Если команда состоит из 19-21-летних или 30-35-летних людей, руководителю нужно держать в голове, что сейчас у кого-то из них может быть кризис поиска себя и становления в мире. Со стороны это может выглядеть как прокрастинация, а на самом деле – возрастной кризис или кризис, спровоцированный, например, первым отвержением в любви, которое серьезно затронуло уверенность в себе.


Прокрастинацию может вызвать стыд, что что-то не получилось. В моей практике был такой случай. Мне в фейсбук написал разработчик, который хотел уйти из компании. Рассказал, что после его неудачного решения руководитель сравнил его с не очень умным человеком и – главное – отделил от коллектива. Сказал что-то вроде: «Мы тут с ребятами подумали и решили, что ты не прав». Сотруднику стало стыдно. Он терпел это состояние, но потерял интерес к работе, не хотел ничего делать, стал пассивным игроком. Свой стыд он не осознавал, а со стороны это выглядело как прокрастинация. На самом деле, это был его крик о помощи. Но никто не помогал, и он решил уйти. Хорошо, что этот парень оказался умным, дал еще один шанс себе и компании и вышел на меня. Мы вместе поняли причину прокрастинации и желания уйти, я научила его, как поговорить с лидером команды. В итоге тот извинился, и парень остался.


Чтобы минимизировать прокрастинацию в своей компании, руководителю нужно исключить потерю смысла у сотрудников, проверить, сформировал ли он у них нейронную связь с помощью трех повторений, обратить внимание на возможные возрастные кризисы членов команды и посмотреть, были ли у них в последнее время провалы.


Что может помешать

И лидеру, и члену команды в борьбе с прокрастинацией может помешать низкий эмоциональный интеллект. Вместо того, чтобы сформировать нейронную связь, лидер думает: «Почему я должен постоянно повторять? Один раз сказал – и все!». Он возмущен, но не осознает свое возмущение. Ему проще отругать команду, попытаться ее подкупить или вызвать HR и потребовать придумать что-то для мотивации, чем заставить свой мозг работать и разобраться в настоящих причинах.

Лидеру важно понять, что у сотрудников есть эмоции, и представить, что происходит с ними, когда они меняют шаблон поведения. Тогда он получит вовлеченных членов команды, которые видят смысл своих действий и чувствуют, что находятся на своем месте в компании.


Подробнее об этих и других скрытых причинах, влияющих на процессы, происходящие с рядовыми сотрудниками, топ-менеджерами и другими членами команды, а также о том, как наиболее эффективно решать проблемы – в книге Валерии Козловой «Технологія EQ-BOOST: як використовувати емоційний інтелект у бізнесі та житті». Это первая из серии книг Lviv Business School, которая выйдет в мае 2019 года в издательстве «Видавництво Старого Лева».

bottom of page